Для чего ребенку нужна игра?

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них является игра.

 

Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов. Игра – естественная потребность ребенка, в основе которого лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она – один из активных методов обучения и воспитания.

Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны, они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Дети не пассивны по отношению к играм, для них – это всегда творческая и изобретательная деятельность.

Игра присуща не только человеку. Играют и детеныши животных. Следовательно, этот факт имеет какой-то биологический смысл, иначе она не могла бы существовать и получить такое широкое распространение. Отечественные ученые видели в игре  подлинно человеческую деятельность и ведущее средство развития сознания ребенка  (Сикорский, Каптерев, Выготский).

Ребенок всегда играет. Он есть существо играющее, и игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке ведущих навыков и умений. Период игр с прятанием, убеганием связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Без преувеличения можно сказать, что почти все основные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подражательности: ребенок активно воспроизводит и усваивает увиденное им у взрослых, учится тем же отношениям, развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности. Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новую ситуацию и требует быстрого принятия решений. Игра – величайшая школа социального опыта.

И последняя особенность игры – подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.


Печать   E-mail